МУРАНСКОЕ СТЕКЛО
На одном из крупнейших островов
Венецианской лагуны с давних пор изготавливается
стекло, культурная ценность и стоимость которых может сравниться с
драгоценными камнями.
В XIII веке стекольное производство разместилось в Мурано, хотя в более
ранние времена мастерские располагались в самой Венеции. Но так как в городе в
то время было много деревянных построек, то постоянно существовала опасность
возникновения пожаров, поэтому и решено было перенести стекольные мастерские на
отдельный остров. В конце того столетия один за другим издаются декреты,
запрещавшие вывозить всякого рода материалы, служившие для приготовления
стекольной массы, но главным образом — против ухода венецианских стеклоделов за
границу.
В XIV веке изделия из венецианского стекла становятся известными в Европе.
Муранские мастера производили изделия из стекла авантуринового, гравированного,
агатового, молочного, филигранного и т.д., и все оно отличалось абсолютной
чистотой, тонкостью и прозрачностью. Это было главным и наиболее ценным
качеством изделий из Мурано.
Современный Мурано полон туристов, приезжающих посмотреть работу
стеклодувов, которые в свою очередь имитируют средневековое производство. На
острове расположен и самый большой в мире Музей стекла, разместившийся во
дворце Джустиниани (XVII в.). В палаццо, превращенном в мастерскую, пылают
печи, стеклодувы вертят длинные трубки, на конце которых возникают самые
невообразимые формы. Здесь можно проследить все этапы производства стекла, а
также увидеть, как из простейшего сырого материала получаются неповторимо
изящные изделия.
Техники изготовления:
-Filigrano - или кружево из стекла. Бесцветное стекло с нитями
внутри. Рисунки на изделиях, созданных в этой технике представляют собой нити
цветного или молочного стекла внутри предмета.
-Zanfirico - техника полуфилигранной работы, когда на
заключительном этапе изготовления стеклянного изделия, осуществляют его полное
«обворачивание» стеклянной витью, очень близко располагая витки друг к другу.
Сетчатые прутики Занфирико используются при изготовлении бижутерии.
-Авантюриновое стекло (Авентурин). Добавлением в состав меди
достигается эффект мерцания. Техника позволяет мастерам-стеклодувам создавать
волшебные украшения.
- Calcedonio - стекло, состоящее из различно расположенных
и различно окрашенных слоев, составляющих узоры, подобные камню халцедону.
«Calcedonio» представляет собой большое разнообразие окраски и узора. Как
известно, в минералогии халцедон составляет одну группу с агатом и яшмой.
Поэтому в старых итальянских трактатах можно встретить также наименования
«яшмового» и «агатового» стекла.
-Millefiore, мозаичное стекло («тысячи цветов»). Техника применяется
при создании украшений. Аксессуары из муранского стекла, выполненные в этой
технике, например, кулоны, серьги или браслеты, напоминают яркое лоскутное
одеяло.
-Pulegozo, множество пузырьков воздуха, заключенных внутри стекла.
Эффект достигается путем погружения раскаленного стекла в холодную воду, а
затем, стекло снова отправляют в горящую печь.
-Craquele, кракелаж или «ледяное стекло». Техника заключается в
погружении раскаленного стекла в ледяную воду. В процессе остывания на
поверхности изделия образуются трещины.
-Vetrofusione, техника плавления стекла, состоящего из нескольких
слоев. Слои спаиваются между собой, соединяются, перетекая друг в друга. В
качестве фона часто используется 18-каратная золотая фольга или фольга из
серебра 925 пробы.